Задержка речи у детей: причины, симптомы и методы помощи

Развитие речи – это важный этап в жизни каждого ребенка. К двум годам малыши обычно уже умеют говорить простые предложения, а к трем годам их словарный запас насчитывает около 1000 слов.

Однако не все дети развиваются одинаково. У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития (ЗРР).

Причины задержки речи у детей

Биологические факторы могут играть существенную роль в задержке речевого развития ребенка.

Врожденные аномалии строения речевого аппарата:

  • Неправильная форма языка, узкая уздечка языка, высокое нёбо и другие врожденные дефекты могут препятствовать нормальному произношению звуков.


Слабость мышц артикуляции:

  • Недостаточно развитые мышцы языка, губ и других органов артикуляции могут затруднять произношение слов и фраз.

Неврологические заболевания:

  • Детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, гидроцефалия и другие неврологические патологии могут влиять на развитие речи.

Тугоухость:

  • Снижение слуха, даже незначительное, может стать причиной задержки речи, так как ребенок не слышит правильное произношение слов и не может им подражать.


Важно отметить, что биологические причины задержки речи не всегда являются единственным фактором, влияющим на развитие речи ребенка.

Нередко они сочетаются с другими факторами, такими как:

Социально-психологические:

  • неблагоприятная языковая среда, педагогическая запущенность, психологические травмы.


Педагогические: неправильное воспитание и обучение, чрезмерное сюсюканье, использование «детского» языка.

Симптомы задержки речи у детей

1. Уровень речевого развития ниже возрастной нормы:

  • Малыш не говорит простые слова и предложения:
    • В 2 года дети обычно уже говорят простые предложения из 2-3 слов, а к 3 годам их речь становится более развернутой. Если ваш ребенок не говорит простые слова и предложения, это может быть признаком ЗРР.
  • Его словарный запас ограничен:
    • К 2 годам дети обычно знают около 200 слов, а к 3 годам — около 1000 слов. Если словарный запас вашего ребенка значительно меньше возрастной нормы, это может быть еще одним признаком ЗРР.
  • Он не умеет строить фразы:
    • Дети обычно начинают строить простые фразы из 2-3 слов в 1,5-2 года, а к 3 годам их речь становится более сложной. Если ваш ребенок не умеет строить фразы, это может быть признаком ЗРР.

2. Неправильное произношение звуков:

  • Малыш заменяет одни звуки другими:
    • Например, он может говорить «сь» вместо «ш», «т» вместо «д» или «л» вместо «р». Замена звуков — один из самых распространенных признаков ЗРР.
  • Искажает слова:
    • Например, он может говорить «кака» вместо «каша», «бака» вместо «бабушка» или «диби» вместо «телевизор». Искажение слов также может быть признаком ЗРР.
  • Не выговаривает некоторые звуки:
    • Например, он может пропускать некоторые звуки в словах или не выговаривать их совсем. Невыговаривание звуков — один из самых явных признаков ЗРР.

3. Аграмматичная речь:

  • Малыш не использует предлоги и союзы:
    • Например, он может говорить «Мама иди гулять» вместо «Мама, пойдем гулять». Неиспользование предлогов и союзов — один из признаков ЗРР.
  • Не согласует слова в роде, числе и падеже:
    • Например, он может говорить «Моя машина» вместо «Моя машинка», «Большой дом» вместо «Большой дом» или «Я хожу в магазин» вместо «Я хожу в магазин». Несогласование слов — еще один признак ЗРР.
  • Его речь невнятная и непонятная:
    • Речь ребенка с ЗРР может быть невнятной, нечеткой и непонятной для окружающих.


Важно отметить, что не все перечисленные симптомы обязательно будут присутствовать у ребенка с ЗРР.

Для точной диагностики необходимо обратиться к логопеду, который проведет комплексное обследование и определит причину задержки речи.

Методы помощи при задержке речи

Индивидуальный подход:

  • Специалисты разрабатывают индивидуальную программу коррекционной помощи с учетом особенностей каждого ребенка.
  • Подбираются оптимальные методы и упражнения, которые максимально эффективны для конкретного случая.


Логопедические занятия:

  • Логопеды ставят звуки, развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, расширяют словарный запас и развивают связную речь.


Психологическая помощь:

  • Психологи помогают скорректировать эмоционально-волевую сферу ребенка, развить его познавательные процессы и сформировать навыки общения.


Советы родителям:

Создайте дома благоприятную речевую среду:

  • Разговаривайте с ребенком как можно больше, читайте ему книги, играйте в развивающие игры, пойте песни и рассказывайте о своих делах.


Будьте внимательны к своему ребенку:

  • Наблюдайте за его речевым развитием и при любых сомнениях обращайтесь к специалисту.


Не сравнивайте своего ребенка с другими:

  • Каждый ребенок развивается в своем темпе, не ставьте перед ним завышенных требований.


Будьте терпеливы и настойчивы:

  • Коррекция задержки речи – это длительный процесс, не требуйте от ребенка мгновенных результатов.


Верьте в своего ребенка:

  • Ваша поддержка и любовь очень важны для него.


Помните:

  • Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее ваш ребенок сможет преодолеть задержку речи.
  • Не бойтесь обращаться к специалистам.
  • Детский логопедический центр «LogoDom» готов помочь вашему ребенку заговорить правильно!

Обратитесь к специалисту

Если вы заметили у своего ребенка симптомы задержки речи, важно как можно раньше обратиться к специалисту.

Логопеды детского логопедического центра «LogoDom» помогут:

  • Определить причину задержки речи у вашего ребенка
  • Разработать индивидуальную программу коррекционной помощи
  • Научить вашего ребенка правильно говорить
  • Развить его речевые навыки
  • Подготовить к школе


Не стоит ждать, пока проблема сама собой решится.

Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее ваш ребенок сможет преодолеть задержку речи и начать полноценно общаться.

Запишитесь на консультацию в детский логопедический центр «LogoDom» уже сегодня!

Мы поможем вашему ребенку заговорить!

Поделиться записью

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.

Аутизм у детей

Детский аутизм — это расстройство нервной системы, которое проявляется в детстве. Это состояние характеризуется проблемами

подробнее

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт и обслуживание.

Записаться на приём